Лапштаева Евгения Владимировна, воспитатель
Родительское собрание "Учим ребят общаться"“Всякая ценность имеет цену.
Цель: Возбуждение интереса родителей к теме общения, формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Выявление условий развития коммуникативности, получение практических навыков игры с детьми, позитивных средств общения с ребенком. Задачи: Развитие вербальных средств общения. Оптимизация самооценки родителей и развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния. Активизация комплекса актёрских способностей, достижение состояния раскованности и свободы.Участники: воспитатели, родители. Подготовительная работа:
Оформление, оборудование и инвентарь: оформление листов с описанием игровых упражнений для проведения практикума с родителями; тест-игра “Как вы общаетесь с детьми?”; памятки для родителей “Учим детей общению”;План:
Ход собрания 1. Организационный момент Здравствуйте, уважаемые родители. Вы видите, что у нас сегодня необычная обстановка. Сегодня мы с Вами будем не только общаться, но и играть. 2. Вводная часть И прежде чем мы с Вами начнем наше родительское собрание, я предлагаю Вам сказать друг другу “Здравствуйте”, но не обычным для нас способом, а с помощью игры. Я предлагаю сыграть в игру “Здравствуйте”. Правила игры таковы: Нужно успеть за 1 минуту, поздороваться с как можно большим количеством присутствующих людей. Давайте мы будем приветствовать друг друга рукопожатием. Примечание: в конце игры подводятся итоги – сколько раз успели поздороваться, не остался ли кто-то без приветствия, какое сейчас настроение у игроков. 3. Основная часть Сообщение педагога В мире нет одинаковых людей. Мы все разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать ещё лучше, ещё прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей. Проблема общения, его роль в формировании взаимоотношений людей друг с другом - тема нашей встречи. Как родители могут помочь ребёнку войти в огромный мир взаимоотношений? Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Способность к общению включает в себя: 1) желание вступать в контакт с окружающими (“Я хочу!”); 2) умение организовать общение (“Я умею!”); 3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (“Я знаю!”). Всему этому ребенок научается в семье, в детской группе и в общении со взрослыми – педагогами и воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Как это сделать? Этому и будет посвящено наше родительское собрание. Человек учится общению с раннего возраста и овладевает различными его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в процессе накопления им житейского опыта. Чтобы грамотно выстроить взаимодействие с ребенком, понять и принять его суждения, нужно хорошо знать не только его индивидуальные особенности, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте. Коммуникативная деятельность имеет большое значение для формирования и развития детской психики, а также для становления человека как личности. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не смог бы стать культурно и нравственно развитым гражданином. В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта. Сфера общения – самый мощный источник, определяющий психическое состояние ребенка, его здоровье. Необходимо соблюдать важный принцип психогигиены здоровья: “Не вреди!”. Поэтому от взрослого требуется особая бдительность при общении как с другими взрослыми в присутствии детей, так и с самими детьми. Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении и в их личных отношениях с другими людьми. Выработать нужное поведение у ребенка, развить его речь, научить общаться можно, прежде всего, примером самих родителей, взрослых. 4. Практическая часть Работа в группе Вот и сегодня, мы не будем много говорить, а научимся общаться в игре, в небольшой группе. В течение 10 минут члены группы знакомятся с содержанием игр, затем представители проводят игры со всеми родителями. 1 игра “Ролевая гимнастика” Предложить выполнить задание. Например: 1) рассказать известное стихотворение следующим образом: – шепотом; – с пулеметной скоростью; – как робот; – как иностранец; 2) походить: – как младенец; – как глубокий старец; – как лев; – как слон; 3) улыбнуться: – как кот на солнышке; – как само солнышко; 4) посидеть: – как пчела на цветке; – как наездник на лошади; – как Карабас-Барабас; 5) попрыгать: – как кузнечик; – как козлик; – как кенгуру; 6) нахмуриться: – как осенняя тучка; – как рассерженная мама; – как разъяренный лев. Примечание: Игра направлена на снятие напряжения, эмоциональное оживление. 2 игра “Гроза” Каждый родитель перевоплощается в облако, легко передвигаясь по комнате. Со словами “Надвигается гроза!” родители собираются в центре комнаты. А после команды: “Сверкнула молния!” хором кричат: “Ба-бах!”. Примечание: Игра дает возможность чувствовать себя членом группы, придает смелость, уверенность. Предлагаемый образ способствует преодолению внутренних запретов на контакты, громкий крик 3 игра “Волшебник” Взрослый, до которого ведущий дотронется “волшебной палочкой”, превращается в сказочного героя. Родитель изображает его средствами пантомимы. А остальные родители отгадывают, что это за герой, из какой он сказки. Примечание: Участие в этой игре помогает преодолеть чувство робости, скованности. Рефлексия. - Как Вы чувствовали себя в роли ведущего? - А в роли исполнителя? - Трудно устанавливать контакт с малознакомыми людьми? - Когда Вы чувствовали себя комфортнее, когда были в группе или когда Вам необходимо было выполнить задание одному? Вывод: Групповой метод работы – лучший способ добиться желаемого результата. Он позволяет моделировать различные ситуации, связанные с контактами с другими людьми, с возможностью проявить себя на публике, и тем самым позволяет получить позитивный опыт и скорректировать самооценку. Поэтому, нашим детям необходимо групповое общение, для формирования в себе уверенности, умения находить приемлемые формы общения. И, как Вы сами убедились, лучше это делать в игре. 5. Тест-игра А теперь я предлагаю Вам провести тест-игру “Как Вы общаетесь с детьми”. Предлагаю вам фразы. Я предлагаю Вам выбрать те из них, которые наиболее часто употребляются Вами в общении с детьми. Записывайте номера фраз, чтобы затем подсчитать сумму баллов. 1. “Сколько раз тебе повторять!” 2. “Посоветуй мне, пожалуйста…” 3. “Не знаю, что бы я без тебя делала!..” 4. “И в кого ты такой уродился?” 5. “Какие у тебя замечательные друзья!” 6. “Ну, на кого ты похожа!..” 7. “Вот я в твое время…” 8. “Ты моя опора и помощница(к)” 9. “Ну, что за друзья у тебя!” 10. “О чем ты только думаешь?!” 11. “Какая ты у меня умница!” 12. “А как ты считаешь, сынок (доченька)?” 13. “У всех дети как дети. А ты?!” 14. “Какой ты у меня сообразительный(ая)!” Примечание: После сделанного выбора называется балл оценки данных фраз: 1) 2 балла; 2) 1 балл; 3) 1 балл; 4) 1 балл; 5) 1 балл; 6) 2 балла; 7) 2 балла; 8) 1 балл; 9) 2 балла; 10) 2 балла; 11) 1 балл; 12) 1 балл; 13) 2 балла; 14) 1 балл. 6. Подведение итогов по тесту-игре 7–8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности. 9–10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. 11–12 баллов – вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас. 13–14 баллов – вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушайтесь к его словам.7. Итоги практической работы Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – общая задача педагогов и родителей. Эта задача разрешима, но делать это надо, пока ребенок еще маленький. Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме рекомендаций 1. Расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите ребенка спокойно относиться к новым местам. 2. Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами; не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения. Дайте ему определенную меру свободы и открытых действий. 3. Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах. 4. Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с “чужими” взрослыми. Например, в ситуации “вынужденного” общения на приеме у врача, в детской библиотеке и др. 5. Важно найти для ребенка какое-то дело, в котором он найдет себя и добьется успеха. Главное, чтобы ребенок хоть в чем-то был победителем. Примечание: Раздаются родителям рекомендации в виде памяток 8. Заключительная часть Несмотря на то, что из застенчивости можно “вырасти”, все же не стоит надеяться и пассивно ждать. И избавляется от застенчивости по мере взросления далеко не каждый. Но даже если позитивные изменения произошли, в памяти этих людей остается неприятный осадок от былых неудач, острых переживаний. Поэтому давайте возьмемся за эту работу уже сегодня. Дорогие родители! Вы - первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа - Ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы можете подарить своему ребенку на всю жизнь: одна - корни, а другая - крылья. Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно возвращаемся к опыту детства - к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на "то, чему учила меня моя мать", "то, что мне показал отец", "то, чему меня учили дома". Интересно, что и люди, добившиеся успеха в жизни, отмечают значимость того, что дается ребенку родителями. Успехов вам!
29 сентября 2019 в 17:26
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.